Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

Categories:
  • Music:

Код доступа: неправильно набран номер

“Если видишь, на картине
нарисован водолаз,
нарисована равнина,
а на ней - с ногами глаз,
нарисован гуманоид
и его зеленый друг,
сфера, куб, параболоид,
синусоидальный круг,
нарисована сардина,
два квадратных синих пня,
значит, это - не картина,
а какая-то фигня”
©


Посвящается трём любительницам “Кода да Винчи” - bekusha, gal_e и lidinec

Если бы я был Дэном Брауном, то по всей вероятности сейчас ходил бы исключительно с широкой улыбкой на лице. Не как пресловутая девочка в каске, а как человек, которому настоящее и ближайшее будущее в перспективе сулят очень и очень солидный заработок. В первую очередь, Браун должен сказать за это проникновенное “спасибо” церкви, развернувшей такую пропагандистскую кампанию, что прокатчики фильма могли уже совершенно спокойно не вкладываться в рекламу. Убоялись ли верующие, что один роман способен подрубить под корень религию, или христиане решили взять реванш перед мусульманами за датские карикатуры, продемонстрировав, что и они не лыком шиты (впрочем, последователи ислама и здесь в стороне не остались), – бог его знает, но круги от брошенного камня разошлись шире некуда.

У мировой общественности больше не было никаких иных проблем. Обогащение урана, террористы, птичий грипп – всё временно померкло перед ликом Джоконды, глядящей на широкие народные массы уже не только с книжных обложек, но и с киноафиш. Против “Кода да Винчи” выступали китайские католики, грузинские православные и чеченские мусульмане; в Таиланде по итогам судебного заседания сюжет романа признали вымыслом; священник в Казани нарёк книгу циничной ересью; фильм освистали в Каннах, запретили в Индии и осудили в Армении; настоятель костела в Минске объявил голодовку в знак протеста против показа, а в Москве религиозные активисты молились за спасение зрительских душ и сжигали афишу прямо перед кинотеатром. Кроме того, католической церковью в США в спешном порядке был выпущен документальный телевизионный фильм “Иисус раскодированный”, а наиболее ретивые ненавистники призывали к бойкоту продукции компании Sony, чья студия и произвела фильм.
В общем, если кто-то и остался не осведомлён о существовании этого “культурного феномена”, то это мог быть лишь человек, лишённый доступа к каким бы то ни было источникам информации. Результаты, естественно, налицо: фильм уже за первые три дня проката собрал за рубежом 147 миллионов долларов (в два раза больше, чем в самих Штатах) и стал рекордсменом. Правда, роман оказался лишь на девятой позиции в списке самых распространённых книг на Земле (первое место удерживает Библия, за которой более чем с шестикратным отставанием следует цитатник из произведений Мао Цзедуна), но у него появились явные шансы переломить ситуацию.

При этом, как оно временами бывает, разговоры “вокруг да около” и процесс нагнетания страстей оказались на порядок увлекательнее, нежели сам предмет обсуждения.
Я уже рассказывал о том, какое впечатление произвела на меня книга – мнение это, естественно, сугубо субъективное: многим она действительно понравилась и не мне кого бы то ни было судить. Но от себя могу сказать следующее: захватывающий сюжет (редкий случай, когда я практически засыпал во время чтения), мастерски выстроенная головоломка (на уровне серии “Детский детектив”) и богатый литературный язык (кто-то подсчитал, что первая метафора в романе встречается на 125-й странице) поставили Брауна в один ряд с такими блестящими прозаиками, как Коэльо и Зюскинд, которые уже с первого раза оставляют столь неизгладимые воспоминания, что второго подтверждения не требуется. Как бы то ни было странно, но ни плохое знание истории, ни нелепые теории, ни даже низкое качество текста – а уж тем более собранное всё это воедино – не смогли заставить меня с нетерпением дожидаться экранного воплощения романа. Более того, я и не планировал смотреть сей фильм, но протестное голосование и настойчивые расспросы некоторых людей на тему “когда же я сведу знакомство с кино и что-нибудь о нём напишу” привели-таки к возникновению этих строк.

Код да Винчи” | “The Da Vinci Code” (США, 2006)
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Одри Тоту, Иэн МакКеллен, Пол Беттани, Жан Рено, Альфред Молина, Юрген Прохнов
Композитор: Ханс Циммер

Американский профессор истории Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) - специалист в области символистики, приехавший в Париж с курсом лекций - оказывается замешан в дело об убийстве куратора Лувра, Жака Соньера. На трупе был обнаружен ряд зашифрованных надписей, которые становятся только началом в длинной цепи загадок. Лэнгдон при содействии криптолога полиции Софи Невье (Одри Тату), которая по совместительству приходится внучкой Соньеру, начинает распутывать всю эту головоломку. На помощь им придёт неугомонный сэр Ли Тиббинг (Иэн МакКеллен), а по пятам за парой любителей ребусов следуют капитан полиции Фаш (Жан Рено) и склонный к насильственному решению проблем альбинос (Пол Беттани), работающий на епископа Арингаросу (Альфред Молина).
Шарады, ведущие к разгадке, которая грозит пошатнуть основы католицизма, сокрыты везде – в земле, воде, картинах да Винчи и даже диснеевском мультике “Русалочка” (на него, впрочем, не достало экранного времени). В общем, такая грандиозная история получается, я вас умоляю.

Всё это было бы смешно, не будь оно так скучно. Рон Ховард – крепкий голливудский ремесленник, отметившийся во многих жанрах: фэнтези (“Уиллоу”, “Как Гринч украл Рождество”), фантастика (“Кокон”), комедия (“Эд из телевизора”), мелодрама (“Далёкая страна”), детектив (“Обратная тяга”) драма (“Аполлон-13”), триллер (“Выкуп”), байопик (“Игры разума”, “Нокдаун”). Практически за каждый из этих фильмов (хотя последние две названные ленты мне и не понравились) режиссёра можно одобрительно похлопать по плечу или показать большой палец, но на этот раз он сделал просто-таки что-то невероятное, выйдя на новый уровень мастерства. Получив на руки целую колоду козырей команду хороших актёров, Ховард умудрился продуть партию снять кино, которое вышло ещё более невыразительным, чем литературный первоисточник, и показать зрителю фигуру, в просторечии именуемую фигой.
Поскольку экшен плетётся в хвосте у долгих разговоров, то провалы в логике повествования становятся видны, как на ладони. Невероятные теоретические построения достаточно занудно выводимые в книжном варианте, будучи вложенными в уста героев на экране звучат совсем уж тоскливо.
Актёрская игра – отдельная проблема: Том Хэнкс и Одри Тоту настолько невыразительно отыграли свои партии, что только диву даёшься. Экранного времени Жана Рено и Альфреда Молины на двоих вместе взятых едва ли наберётся на 20 минут, а персонаж Пола Беттани потерял практически всё, что хоть как-то привлекало в книге. Единственная отрада глазу – искромётный Иэн МакКеллен, безраздельно царящий в кадре, но не могущий в одиночку удержать на плаву всю эту махину.
Подвёл даже композитор, творчество которого я весьма ценю: Ханс Циммер и сейчас написал неплохую музыку, но на этот раз он не стал изобретать велосипед и просто позаимствовал у самого себя мелодии, созданные для “Короля Артура”. А 125 миллионов бюджета, по всей вероятности, ушли на гонорары съёмочного коллектива – лента к тому же ни разу не зрелищная.

Том Хэнкс в одном из интервью нарёк фильм “Код да Винчи” “весёлой чепухой”. Так вот: если убрать из этого словосочетания термин “весёлая” (двух более-менее забавных шуток на 150 минут повествования для подобной характеристики явно недостаточно), то вы получите вполне исчерпывающее определение данного продукта.

Ссылки по теме:

  • реплика Сергея Бунтмана

  • "Код да Винчи" и религия - обсуждение на радио Эхо Москвы
  • Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 69 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →