Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

  • Music:

Now the sun's gone to hell © Dire Straits

“Морпехи” / “Jarhead (США, 2005)
Режиссёр: Сэм Мендес
В ролях: Джейк Гилленхааль, Питер Сарсгаард, Джейми Фокс, Крис Купер
Композитор: Томас Ньюман

В основе нового фильма Сэма Мендеса, который не слишком часто балует зрителя новыми работами (это лишь третья его лента за кинокарьеру), лежит появившаяся в 2003 году книга воспоминаний Энтони Своффорда (Джейк Гилленхааль) – морского пехотинца, которому довелось принять участие в операции “Буря в пустыне”. После периода “учебки” Своффа в компании сотни других новобранцев, горящих желанием “надрать задницу врагу”, отправляют в Ирак. Там-то, предвкушают жаждущие действия солдаты, им и выпадет шанс постоять за идеалы демократии, дать отпор любому врагу, возможность пострелять вволю и непременный почёт как логичное завершение этой цепочки.
А там.. А там нет ничего, кроме бескрайних просторов пустыни; морпехам предстоят кроссы под палящим солнцем, состязания по регби в костюмах химзащиты, бесконечные часы тренировок под надзором мудрого сержанта (Джейми Фокс), патрулирование песчаных пустошей, горящие нефтяные скважины – и никаких боевых действий. В условиях отсутствия какого-либо врага героизма также не предвидится, а окружающая действительность совсем не похожа на те будоражащие воображение фильмы, что в изобилии были просмотрены ещё на “гражданке”. Месяц проходит за месяцем в томительном ожидании того, что появится шанс, если не совершить подвиг, так хотя бы доблестно погибнуть при исполнении ответственного задания. В общем, welcome to the suck, как гласит тэглайн картины.

Цитируя “Апокалипсис сегодня” Копполы и “Цельнометаллическую оболочку” Кубрика (а также мимоходом иронизируя над “Охотником на оленей” Чимино), бывший театральный режиссёр снял жёсткую историю о том, какое неприглядное содержание скрывается за внешней героической атрибутикой и громкими призывами к патриотизму. (Показателен в этом смысле персонаж Криса Купера – полковник, выступающий перед новоприбывшими солдатами, наглядно демонстрирует, сколь велика составляющая пиара в успехе любой военной операции). Гордость от осознания того, что служишь в рядах морпехов становится едва ли не единственным спасательным кругом в грозящем поглотить тебя без остатка безумии. И когда всё вдруг закончится, то останется лишь чувство недоумения, зачем всё это было да осознание того, что пережитого со всей его бессмысленностью не удастся забыть уже никогда.
Помимо удачных актёрских работ трио главных героев стоит также отметить звуковую дорожку за авторством Томаса Ньюмана, работавшего с Мендесом и над его предыдущими лентами, и операторский труд Роджера Дикинса, верного соратника братьев Коэнов.

P.S. Предание гласит, что замысел “Красоты по-американски” появился у сценариста во время наблюдения за полётом обычного целлофанового пакета, подгоняемого ветром. А интересно всё-таки – какой бы фильм снял Мендес, читай он новости о происходящем в российской армии сегодня?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments