Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

Categories:

“Решился стать я подлецом и проклял ленивые забавы мирных дней..”



“РИЧАРД:
Здесь нынче солнце Йорка злую зиму
В ликующее лето превратило,
Но ненадолго, потому что я,
Прожив все детство без велосипеда,
Ущерб решился возместить короной
И с трех часов сегодняшнего дня
Ударно приступаю к геноциду..”


via the_mockturtle


А сегодня речь у нас пойдёт о хоббитах.. Смауге.. пардон, Ричарде III. По такому случаю ov_20 любезно согласилась написать вступительный текст (сразу оговорюсь, что текст у неё и впрямь получился хорошим и содержательным, а потому мне пришлось бессовестно и нещадно его порезать - так что полную версию вы можете (должны!) прочитать вот здесь. Спасибо тебе, Оля):

“Шекспир сослужил историческому Ричарду III двойную службу. Плохую - в том, что он если не отец, то главный проводник в мир "черной легенды". Хорошую - в том, что правивший чуть более двух лет король легко узнается даже теми, кто историю любит не очень.
Если мы оставим в стороне литературные достоинства пьесы и обратимся к её "историчности", то приходится признать две вещи: что историю все-таки пишут победители, и что пьеса разыгрывалась для победителей же. Портрет Ричарда в пьесах ("Король Генрих VI, часть 2", "Король Генрих VI, часть 3" и собственно "Ричард III") сразу представляет нам тирана и негодяя, свергнуть которого - прямая обязанность каждого честного человека, и уж точно - будущего Генриха VII Тюдора.
"Тиран и негодяй" - это не придумка одного ли Шекспира; те источники, с которыми он работал, представляли такую же картину. Основные источники - это "История" Томаса Мора и "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии" Холиншеда; дополнительные - "История Англии" Полидора Вергилия, мемуары французского дипломата Филиппа де Коммина, даже продолжение Кройлендской хроники.

Все увидели свет после прихода к власти Тюдоров; все, кроме Кройлендской хроники, были написаны людьми, не являвшимися очевидцами событий. Полидор Вергилий прибыл в Англию в 1502 году; Томасу Мору было 7 во время битвы при Босворте; де Коммин был хоть и современником событий, но работал в основном в Бургундии и Франции; Холиншед, готовивший к изданию "Хроники", родился, скорее всего, лет на тридцать позже смерти Ричарда III.
Кусок Кройлендской хроники, касающийся в том числе правления Ричарда III, был написан, скорее всего, Джоном Расселлом, епископом Линкольна и Бата; в 1485 году Ричард отстранил его от должности лорда-канцлера, и уже в 1486 году Расселл направляет "Хронику" новому королю - рассказать о злодействах старого.
Как хотите, это слишком похоже на массивную пропагандистскую кампанию. Если что-то выглядит, как пропагандистская кампания, и ведет себя, как пропагандитская кампания, то, сами понимаете...

Был ли Ричард III образцом рыцарственности и идеалом добродетели? Да нет, наверное, средневековые короли редко ими были. Он был смел - даже Шекспир не отказывает ему в смелости; он был последним британским королем, погибшим в битве. Он был последним Плантагенетом на престоле. И он, наверное, заслуживает лучшей эпитафии, чем образ коварного горбуна.
Был ли Ричард у Шекспира пародией на Роберта Сесила, или частью тюдоровской пропагандистской кампании, или просто просто результатом погони за сенсационностью, а вовсе не попыткой объективного представления исторического персонажа? Шекспир вообще не очень любил объективность, судя по историческим хроникам, - он любил красивый миф. И еще передать привет современности. Превратить историческую хронику в красивую драму - вот его основная цель.
Миф о страшном горбуне, убивающем направо и налево, в том числе - собственных племянников, несомненно, за три часа на сцене можно представить ох как ярко.”


Собственно, всё тому же Шекспиру Ричард III и обязан своим присутствием на экране. Практически все кино-теле-постановки, в которых фигурирует сия историческая личность – это экранизации либо всё тех же литературных трудов, обозначенных выше, либо одного из наиболее известных романов Стивенсона “Чёрная стрела”, в котором Ричард присутствовал на правах третьестепенного персонажа, встреченного главным героем. В итоге хоть история "тирана и негодяя" и не может по количеству адаптация состязаться, скажем, с “Макбетом” и уж тем более “Гамлетом”, однако пред зрительские очи противоречивый горбун являлся довольно-таки регулярно. Отмечать всех актёров, воплотивших его образ на экране, здесь попросту бессмысленно, поскольку вряд ли их имена о чём-то вам скажут, однако есть среди них и более узнаваемые лица, мимо которых не пройти.

Для проформы отметим, что первая известная (интернет-ресурсам, по крайней мере) экранизация датируется 1908 годом. Любопытно здесь главным образом то, что поставивший её и сыгравший в ней же главную роль ветеран театральной сцены Уильям В. Рэноус в тот же год успел адаптировать ещё и “Отелло” (где, опять же, сыграл титульного героя) с “Юлием Цезерем”, а также предстал Макбетом в короткометражке уже другого режиссёра. Вот что значит любовь к Шекспиру! Снимок ниже, увы, не из обсуждаемой картины, а из экранизации “Ярмарки тщеславия” всё с тем же Уильямом.



В отличие от короткометражки Рэноуса фильм 1912-го года – это уже солидная 55-минутная постановка совместного производства США и Франции с бюджетом аж в 30 тысяч долларов. Главную роль сыграл Фредерик Уорд, затем часто появлявшийся на сеансах с небольшими лекциями и чтением отрывков из пьесы. В 1922 году фильм был утерян, однако в 1996 вновь найден и передан в распоряжение Американского института кино, отреставрировавшего ленту. В 2001 году картину даже издали на DVD, причём с записанным специально для такого случая саундтреком Энио Морриконе.



Пожалуй, первый из узнаваемых сегодня актёров в этом списке – Лоуренс Оливье и большая, с размахом сделанная постановка 1955-го года (Лоуренс же выступил и в качестве режиссёра), которую отметили рядом наград, включая три “Бафты”, премию Берлинского кинофестиваля и номинацию за лучшую мужскую роль. Критики фильм расхвалили, однако в американском прокате он провалился и планы Оливье экранизировать таким же образом “Макбета” так и не воплотились в жизнь.



Вольная адаптация 1962 года Tower of London от великого Роджера Кормана с великим Винсентом Прайсом в интересующей нас сегодня роли:



Британский сериал The Wars of the Roses (1965), экранизация шекспировской тетралогии, и тут уж без Ричарда, сами понимаете, никак не обойтись; в его роли – будущий «хоббит» Иэн Холм:



Конечно же, не смогли проигнорировать такого персонажа товарищи из Монти Пайтон - они и не проигнорировали: в скетче Hospital for Over Acting (1970) Ричардов было сразу двое - в исполнении Майкла Пэлина и Эрика Айдла.



В комедийный сериал “Чёрная гадюка” (1983) Ричард (Питер Кук) заглянул мимоходом, появившись в первой серии лишь для того, чтобы пасть от руки главного героя, сыгранного Роуэном Эткинсоном:



А это как раз один из примеров экранизации “Чёрной стрелы” - постановка Сергея Тарасова, ранее успешно проявившего себя в жанре приключенческого кино благодаря таким фильмам, как “Стрелы Робин Гуда” и “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго”. Лента в 1985 году стала одним из лидеров советского проката, а партия Ричарда досталась Александру Филиппенко:



90-е оказались довольно богаты на звёздных исполнителей нашего злодея героя. Прежде всего стоит отметить телеверсию постановок The English Shakespeare Company, где в искомой роли засветился Колин Фаррелл; поскольку каких-либо фото- или видео-свидетельств обнаружить не удалось, просто имейте в виду, что он там был. Кроме того, нельзя не упомянуть эпизод отличного мультсериала Shakespeare: The Animated Tales (1994). Голосом Ричарда в нём поработал Энтони Шер, один из постоянных участников Королевской шекспировской компании и дважды лауреат премии Лоуренса Оливье:



В 1995 году вышла одна из самых любопытных и памятных поныне киноверсий пьесы – фильм Ричарда Лонкрейна. Инициатором процесса на сей раз выступил Иэн МакКеллен, написавший сценарий, в котором действие было перенесено в тридцатые годы XX века (с отсылками к понятно какому историческому процессу). Сам Иэн изначально предполагал, что дело окончится телепостановкой, однако затем стало ясно что речь идёт о замахе на большее и МакКеллен стал присматривать среди своих знакомых кандидатов на участие - а в конечном итоге сыграл главную роль сам. Состав подобрался звёздный: отдельно стоит отметить появление в небольшой роли Роберта Дауни-младшего, ранее уже игравшего с Иэном в “Королевской милости” (так что тут можно дежурно пошутить, что это ещё и фильм о том, как Магнето сгубил Тони Старка). Критикам картина пришлась весьма по душе - Лонкрейн удостоился награды на Берлинском кинофестивале, а на Rotten Tomatoes оценка фильма до сих пор составляет 94%.



В вышедшей уже в следующем году Looking for Richard исполнитель был не менее звёздным: Аль Пачино и сыграл самого Ричарда, и выступил режиссёром документальной ленты, которая в целом оценивала значимость Шекспира для современной культуры. К слову, появлявшийся здесь в образе Генри Стаффорда Кевин Спейси в 2014 году уже сам примерил корону Ричарда в ещё одной документалке NOW: In the Wings on a World Stage.



В 2013-м - через некоторое время после обнаружения останков Ричарда в городе Лестер - свою сериальную экранизацию получил роман Филиппы Грегори “Белая королева”, повествовавший о борьбе Старков с Ланнистерами Йорков с Ланкастерами. Собственно Ричарду там было отведено не так уж много времени, однако трактовка его образа отличалась от подхода Шекспира, и герцога Глостера продемонстрировали с куда большей симпатией. Сыграл его валлийский актёр Анайрин Барнард (которого не так давно можно было увидеть в роли Бориса Друбецкого в британской адаптации “Войны и мира”):



И последнего на сегодня продолжателя экранной традиции можно оценить в эти дни непосредственно в “прямом эфире” - в продолжающем выходить втором сезоне сериала BBC The Hollow Crown бремя власти (и горб в придачу) достались Бенедикту Камбербэтчу. Сам актёр в интервью заявлял, что в восторге от идеи сыграть весь путь Ричарда со всеми его трансформациями, ну а Сэм Мендес, продюсирующий сериал, напрямую выражал надежду на то, что благодаря популярности Бенедикта этим материалом заинтересуется и массовая публика (отдельной строкой замечу, что напарника Камбербэтча по сериалу “Шерлок” Мартина Фримана тоже “не миновала чаша сия” - правда он Ричарда пока сыграл только на театральной сцене).



Перечень подборок прочих многоликих героев кино и сериалов по-прежнему располагается здесь:

Tags: hero with a thousand faces
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments