Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

Categories:
  • Music:

Сказка дядюшки Ридли

- .. Но как отличить еретиков от истинно верующих?
- Убивайте всех. Господь отличит своих.

папский легат Арнольд Амальрик при штурме Безьера


“Царство Небесное” / “Kingdom of Heaven” (США, 2005)
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Орландо Блум, Ева Грин, Мартин Чокаш, Гассан Массуд, Джереми Айронс, Лайам Нисон, Брендан Глисон, Дэвид Тьюлис, Александр Сиддиг

Здравствуй, дружок. Хочешь, я расскажу тебе сказку? Не хочешь? А куда ж ты денешься, с подводной лодки – раз сунулся под кат, сиди и слушай. Так вот..
Жил да был кузнец Балиан (Орландо Блум). Были у него жена и ребенок – быть то они были, но к моменту нашей истории уже не жили, так как скончались. Балиан за это на Бога разгневался да и разуверился в нем в отместку. Как раз в это время проезжал мимо кузницы рыцарь-госпитальер Годфри (Лайам Нисон) со своим отрядом, и рыцарь тот – оказавшийся неожиданно папашей Балиана – предложил своему новообретенному отпрыску лучшее лекарство того времени для возвращения веры: крестовый поход. Да-да, именно туда, в землю обетованную периодически хаживали благочестивые христиане в очередной раз отвоевать у нечестивых мусульман гроб Господень. Балиан поначалу от такого увлекательного мероприятия отказался – но потом передумал и догнал отряд крестоносцев. После него отряд догнали уже люди местного епископа, который был недоволен тем, что перед уходом Балиан отправил сельского священника к своему небесному начальнику. Годфри сына выдавать отказался, так как посланцы были недостаточно вежливы, и грубые мужланы, обидевшись, перебили половину отряда храбрых рыцарей, а также смертельно ранили самого Годфри, который перед тем как отправиться в край, откуда нет возврата, успел еще посвятить Балиана в рыцари и пожаловать ему титул барона. И когда прибыл новоиспеченный барон в Иерусалим, ему там все так обрадовались, так обрадовались – хоть кузнец, хоть незаконорожденный, но зато мечом владеет прекрасно, манерами не обделен, да и в тактике со стратегией разбирается получше прочих. Пораженный всеми этими достоинствами просто деревенского парня, король Балдуин IV (Эвард Нортон) (который еще поражен – но уже в другом смысле - проказой) даже берет и назначает Балиана командующим иерусалимского гарнизона. Впрочем, тамплиеру Ги де Лузиньяну (Мартин Чокаш) даровитый кузнец почему-то совсем не понравился – но на это можно внимания не обращать, так как Лузиньян вообще высокомерная сволочь, которая только и делает, что разжигает военный конфликт при помощи своего неистового вассала Рене де Шатийона (Брендан Глисон). Зато Балиан весьма приглянулся Сибилле (Ева Грин) - сестре Балдуина и по совместительству жене Лузиньяна. Скоро Балдуин умрет, севшему на трон Лузиньяну удастся нарушить и без того крайне хрупкий мир с предводителем мусульман Салах ад-Дином Юсуфом Ибн Айюбом (Гассан Массуд) (причем крайне изящным способом – убив сестру Салах ад-Дина, а потом перебив послов), после чего полчища неверных подступают к стенам Иерусалима. Так что у града обреченного остается единственная надежда на то, что всесторонне развитый Балиан не подкачает и на этот раз. Вот такая, дружок, история.

- Мы ищем Балиана, защитника Иерусалима.
- Но я кузнец.
- Я - король Англии.
- А я простой кузнец.


Скажу сразу – лично я придерживаюсь того мнения, что по фильмам, в большом количестве производимым на фабрике грез, не стоит изучать ни историю, ни попытки извлечь историческую правду из мифа (“Король Артур” Антуана Фукуа), ни собственно мифологию (“Троя” Вольфганга Петерсена), ни даже литературные произведения (“Три мушкетера” Стивена Херека). У Балиана есть исторический прототип – правда был Балиан (вернее все же - Бальян) д`Ибелин не столько кузнецом, сколько потомственным бароном, да и к моменту описываемого периода достиг пятидесятилетнего рубежа, но адептам Голливуда не привыкать перекраивать реальные события, и пеплумы эти снимаются вовсе не в погоне за достоверностью. Ридли Скотт, законодатель кинематографических мод и автор развесистой исторической “клюквы” под названием “Гладиатор”, проходясь по военным конфликтам различных эпох, в “Царстве Небесном” не скупясь цитирует “Властелина колец” (и ночной штурм Иерусалима подозрительно похож на битву при Хельмовой Пади). Впрочем, зрелищность в такого рода эпиках настолько непременный составляющий элемент, что на нее поневоле уже начинаешь смотреть как на необходимую данность, не вынося это в особые заслуги ленты. Кроме того, то ради чего это все и затевалось, занимает лишь последние полчаса из 145-минутного показа – так что на одной зрелищности все же выехать не получается.

Что же касается актеров.. Орландо Блум, специально для съемок набравший 8 килограмм веса и получивший несколько травм во время сражений на мечах, создал более суровый по сравнению с его прошлыми ролями образ, но от этого более убедительным не стал. Ева Грин весьма неплоха – но это практически единственный женский образ в ленте, так что и сравнивать не с кем. Мартин Чокаш из своей роли выжал все, что смог, но персонаж его в рамках фильма слишком однобок – хотя реальный Ги де Лузиньян был личностью куда более неодназначной. А его соратника да Шатийона как будто скопировали с другого экранного воплощения Брендана Глисона – спартанского царя Менелая в “Трое”. Хорошо сыгранные, хотя и очень непродолжительные по времени появления образы у Лайама Нисона и Дэвида Тьюлиса, узнать же о наличии в фильме актера Эдварда Нортона можно лишь из титров. А дубляж практически сгубил роль Айронса и одарил Саладина и его людей сильным кавказским акцентом.
Так что получилось из “Царства небесного” то, что получилось – еще один пеплум с непременным морализаторством и столь же обязательными огрехами, который не смог ни обставить все того же “Властелина колец” по масштабам показанных баталий, ни стать чем-то выдающимся в ряду прочих попыток игры на историческом поле.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →