Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

Category:

“I've a feeling we're not in Kansas any more”



“Оз: Великий и Ужасный” | “Oz the Great and Powerful” (США, 2013)
Режиссёр: Сэм Рэйми
Авторы сценария: Митчелл Кэпнер, Дэвид Линдси-Эбейр
В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс, Зак Брафф
Композитор: Дэнни Эльфман

Изворотливый и говорливый фокусник Оскар Диггс (Джеймс Франко) колесит с передвижным цирком по всему Канзасу, периодически охмуряет новых девушек и сетует на судьбу, до сих пор не давшую ему шанса развернуться во всю ширь имеющихся возможностей. Счастливый случай представляется весьма неожиданно - в виде свирепого урагана, зашвырнувшего воздушный шар Диггса в дивную страну Оз, где царит магия, животные разговаривают, а делами заправляют добрые волшебницы. Более того: как объясняет Оскару встреченная прелестница Теодора (Мила Кунис), древнее пророчество возвещало о его приходе - и последующем воцарении в Изумрудном городе. Правда, для того, чтобы заполучить трон и несметные богатства, Диггсу, в котором видят могущественного волшебника, нужно сделать сущую мелочь - расправиться со злобной ведьмой, терроризирующей всех вокруг.

Формально Oz the Great and Powerful выступает предысторией к “программному произведению” американского кинематографа - теперь уже классической экранизации книги Фрэнка Баума “Удивительный волшебник из страны Оз”, снятой в 1939-м году Виктором Флемингом (к слову, тогда же выпустившим “Унесённых ветром”). Лента эта по сей день считается своего рода эталоном экранных сказок, входит в различные кинотопы, включая IMDb, и служит источником большого количества цитат. Только вот к огорчению и неудобству всех эпигонов выстроен был фильм так, что ему не требовалось никаких дополнений: по сути своей экранизация была куда ближе кэрролловской "Алисе" - в отличие от литературного первоисточника главная героиня переносилась в волшебную страну во сне, и таким образом все удивительные приключения были лишь порождением её собственного воображения. Потому ни сиквелов (хоть их пытались сделать - и всё без особого успеха), ни приквелов эта история не предполагала - что, как известно, редко когда останавливает продюсеров, ищущих новый источник получения прибыли из зрительских карманов.



Более того: это новое путешествие легко укладывается в линейку "переосмысления" хорошо известных сказочных сюжетов - “Оз...” смотрится как прямое подражание всё той же “Алисе...”, только уже бёртоновской (очень удачно собравшей в мировом прокате миллиард долларов. Даже Джонни Депп рассматривался в качестве исполнителя главной роли, кроме того - и тут можно лишь с сожалением вздохнуть, - роль так и не досталась Роберту Дауни-младшему), а заодно вбирает в себя элементы многих блокбастеров последнего десятка лет. И закономерно обладает всё теми же достоинствами и недостатками - фильм яркий, красочный, настоящий гимн искусству мастеров визуальных эффектов, однако вместе с этим он идёт где-то на час дольше нужного, перегружен сценами, не прибавляющими ничего сюжету, не даёт никакого ответа на ряд вопросов по логике происходящего, а самым харизматичным героем опять оказывается персонаж, полностью созданный на компьютере и озвученный голосом Зака Браффа. По сути, самое очевидное объяснение происходящего - всё то, что мы видим на экране, есть предсмертная фантазия Диггса, конечно же погибшего в эпицентре урагана. Герой наконец-то получает давно желаемое признание, его внимания наперебой добиваются три красивых женщины и даже какие-то элементы из реальной жизни получают своё продолжение в этих грёзах: называл помощника обезьяной - вот тебе умилительный зверёк в качестве верного подручного. Не смог исцелить девочку-калеку, просившую о помощи? Почини говорящую фарфоровую куколку. Мечтал о том, что когда-нибудь станешь прославленным престидижитатором? Теперь целый мир, беспредельно верящий в могущество героя, у твоих ног.



Конечно, у потенциальной аудитории - в которую, видимо, записываются школьники младших и средних классов - навряд ли возникнут какие-либо вопросы к фильму и уж тем более они не будут пенять создателям “Оза...” за покушение на кинематографическую классику, но всё-таки немного жаль режиссёра. То есть, не столько его самого (у Сэма Рэйми, можно не сомневаться, всё хорошо, да и сам он говорит, что давно мечтал о подобном проекте - и сколь увлекательным стал для него опыт этой работы), сколько тех поклонников, которые хотели узреть здесь привет от любимого творца. По сути единственное, в чём выражается присутствие режиссёра в данном случае, - это камео его верных соратников, Брюса Кэмпбелла и брата Тэда. По всем прочим параметрам можно сделать вывод, что гигантская блокбастерная машинерия поглотила и пережевала Рэйми безо всякого остатка - у руля картины мог быть любой другой "капитан", руководствующийся указаниями бдительного руководства студии, и разницы не было бы заметно вовсе. Впрочем, надо сказать, что как раз в этом - а также переходе от лишённого цвета начала к буйству красок основного действия - преемственность с оригинальной лентой соблюдена тщательнее всего: “Удивительный волшебник..” тоже был в первую очередь продюсерским проектом, и по праву главным именем в титрах нужно считать Мервина ЛеРоя, руководившего созданием фильма от и до. Хотя думается, что шансов повторить судьбу "оригинала" и со временем стать новой классикой кинематографа у “Оза: Великого и Ужасного” нет никаких.



За возможность заблаговременного просмотра благодарность традиционно выносится компании Дисней в целом, а также Игорю Потапову и Татьяне Ольховой в частности.
Subscribe

  • Заметки на полях

    Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу). В первую очередь - дайджест за июль-сентябрь постов (по…

  • Сериальный календарь

    В связи с внезапным наступлением октября - список сериальных премьер и возвращений месяца (где есть много всякого любопытного, включая новый…

  • Заметки на полях

    Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу): * первым делом отмечу, что завёл в твиттере тред для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments

  • Заметки на полях

    Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу). В первую очередь - дайджест за июль-сентябрь постов (по…

  • Сериальный календарь

    В связи с внезапным наступлением октября - список сериальных премьер и возвращений месяца (где есть много всякого любопытного, включая новый…

  • Заметки на полях

    Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу): * первым делом отмечу, что завёл в твиттере тред для…