Маэлгон (maelgon) wrote,
Маэлгон
maelgon

Categories:

7 жизней Паркера



Впервые Паркер увидел свет - а свет, соответственно, познакомился с Паркером, - в 1962-м году: именно тогда вышел роман The Hunter, написанный Тони Эддардом Ричардом Старком. За именем этим скрывался Дональд Уэстлейк, один из наиболее успешных и активных авторов жанра "крутой детектив"; помимо Старка у Дональда было ещё с десяток псевдонимов, всего же он написал более полусотни романов и рассказов (отметившись в том числе в научной фантастике, юмористической прозе и эротике - в общем, продуктивный был писатель). Паркер, который был столь крут, что обходился одной фамилией, оказался самым долгоживущим (последняя история о нём вышла в 2008-м году, который стал и годом смерти самого Уэйстлейка, скончавшегося аккурат 31 декабря) и самым, пожалуй, популярным персонажем Дональда: читателям полюбился суровый бандит, у которого есть свой кодекс чести - не брать сверх необходимого, избегать бессмысленного насилия, держать данное слово, но вместе с тем не прощать обид и мстить врагам до последнего. Приключения его (судя по книжным аннотациям, сам я читал лишь первый роман) особым разнообразием не отличались, но у публики шли на "ура": естественно, без переноса этих самых приключений на киноэкран тоже не обошлось. Причём началось дело со скандала: в 1966-м году вышел фильм Жан-Люка Годара Made in U.S.A., отчасти основанный на романе Уэстлейка-Старка The Jugger. Однако поскольку ни Годар, ни продюсеры покупкой прав не озаботились, Уэйстлейк обратился в суд - и фильм долгое время в США не выходил, а первый его американский релиз состоялся лишь в 2009-м году, через три месяца после смерти писателя.

  • Point Blank (1967) - первое официальное обращение к образу Паркера в кино случилось через пять лет после выхода книги The Hunter (Уэстлейк к тому времени успел выпустить ещё аж 7 новых произведений с этим же героем), и стало вторым полнометражным фильмом для Джона Бурмена. На момент премьеры ленту встретили без особого восторга, позже стали причислять к классике гангстерского кино, но лично меня - при всей симпатии к Бурмену, впоследствии снявшему такие фильмы, как "Избавление", "Экскалибур", "Генерал" и "Портной из Панамы", - кино скорее разочаровало. Причём отнюдь не потому, что плохо снято (как раз наоборот), просто самой книге по настроению соответствует мало: это скорее такой неспешный нуар, а Ли Марвин не слишком напоминает самого Паркера (к слову, главному герою, мстящему подставившему его напарнику, фамилию сменили на Уокер).



  • Mise a sac (1967) - упоминающаяся здесь просто отчётности ради французская лента, базирующаяся на романе The Score (в котором Паркер с подельниками фактически оккупировали целый город). Поскольку информации о фильме нет практически никакой, сказать о нём хоть что-нибудь не представляется возможным. Впрочем, те два юзера на IMDb, что видели картину своими глазами, вроде бы довольны.



  • The Split (1968) - вышедшая через год экранизация уже седьмой книги о Паркере понравилась публике ещё меньше, чем лента Бурмена. Поставил её Гордон Флеминг, преимущественно трудившийся на телевидении, герой - теперь уже названный МакКлейном - сменил цвет кожи (сыграл его бывший игрок НФЛ Джим Браун), а среди актёрского состава можно увидеть таких людей, как Джин Хэкмен, Дональд Сазерленд и Эрнест Боргнайн.



  • The Outfit (1973) - эта лента (экранизация третьей истории о Паркере) мне понравилась на порядок больше бурменовской версии. Дело тут, пожалуй, в главном герое (теперь уже Маклин), сыгранном Робертом Дюваллем: актёр создал образ мужика с одной стороны сурового и не задумывающегося пустить в ход оружие, когда это необходимо, с другой - внёс в образ достаточно иронии, чтоб можно было этому самому герою сопереживать. К слову, самому Уэйстлейку работа Дювалля тоже понравилась, а Квентин Тарантино выбрал данный фильм (в числе прочих) для показа на первом фестивале имени себя в 1997-м году.



  • Slayground (1983) - похоже, мало кем виденный фильм (и я тут не исключение), снятый по одноимённому роману с Питером Койотом в главной роли. Героя на сей раз переименовали в Стоуна.



  • Payback (1999) - режиссёрский дебют сценариста Брайана Хелгеленда, повторная экранизация The Hunter`а и, видимо, самая популярная из картин про Паркера (здесь ставшего Портером), которая мне понравилась на порядок меньше экранизации Бурмена. Точнее, не понравилась вовсе. Мэл Гибсон хорош в образе брутального гангстера, но фильм временами словно идёт вразнос (что, в частности, касается практически всей линии с азиатской мафией) и это порядком портит итоговое впечатление. Сам Хелгеленд успел разругаться со студией, был уволен с проекта (аккурат через два дня, после получения им «Оскара» за сценарий "Секретов Лос-Анджелеса"), а после его ухода пересняли около трети фильма.



  • Parker (2013) - первый фильм, где лихому грабителю наконец-то позволили выступить под своей фамилией - что отображено уже в названии фильма, - и, на мой субъективный взгляд, лучшая из вышедших адаптаций цикла (в основе роман 2000-го года). Можно, конечно, сказать, что это не Джейсон Стэйтем стал Паркером, а Паркер вписался в галерею в целом однотипных персонажей актёра, но какая, по большому счёту, разница? Не говоря уж о харизматичных злодеях (сам я смотрел фильм в первую очередь ради них), сыгранных Майклом Чиклисом (собственно, причина номер один для просмотра), Венделлом Пирсом и Клифтоном Коллинсом-младшим, и умелой режиссуре Тэйлора Хэкфорда ("Офицер и джентльмен", "Адвокат дьявола", "Рэй"). По закону подлости фильм в прокате с треском проваливается - собрав за первый уик-энд всего 7 миллионов долларов, и то относят за счёт активности фан-базы Стэйтема, - так что рассчитывать на франшизу с Джейсоном во главе, по всей видимости, не приходится.



    Впрочем, Паркер, как вы уже поняли, персонаж упорный и живучий во всех смыслах, так что это, наверняка, не последний его выход к зрителям.


    Прочие кино-литературные подборки:

  • Дж. Р.Р.Толкиен и его хоббиты

  • Миры Филипа К. Дика
  • Tags: books, calendar, movie 1960, movie 1970, movie 1980, movie 1990, movie 2010
    Subscribe

    • Заметки на полях

      Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу). В первую очередь - дайджест за июль-сентябрь постов (по…

    • Сериальный календарь

      В связи с внезапным наступлением октября - список сериальных премьер и возвращений месяца (где есть много всякого любопытного, включая новый…

    • Заметки на полях

      Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу): * первым делом отмечу, что завёл в твиттере тред для…

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 34 comments

    • Заметки на полях

      Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу). В первую очередь - дайджест за июль-сентябрь постов (по…

    • Сериальный календарь

      В связи с внезапным наступлением октября - список сериальных премьер и возвращений месяца (где есть много всякого любопытного, включая новый…

    • Заметки на полях

      Очередная порция ссылок на записи на разных платформах (предыдущие части доступны по тэгу): * первым делом отмечу, что завёл в твиттере тред для…